Книга "Цель - здоровье"


ГЛАВА 11

Техника на службе лыжного спорта.


1*.Исторический очерк. Характеристика основных моделей лыжероллеров, лыж, летних лыж, коньколыж и их ходов.



Лыжами я увлекался с детства и, хотя больших побед в лыжном спорте не достиг, но мастером спорта стал, благодаря школьному преподавателю физкультуры. Продолжаю заниматься лыжами и сейчас. Неоднократно выигрывал международные и всероссийские лыжные гонки в своём возрастной категории. Как видите, « старая любовь» не ржавеет.

Мне недавно исполнилось 75 лет. В течение трудовой деятельности работал ведущим инженером – конструктором в ВПК, преподавателем физкультуры в школе, детским тренером по лыжам. Успешная многолетняя напряженная работа, проделанная мною, по созданию инновационных технологий (изобретение нового поколения лыжных, лыжероллерных и коньколыжных ходов) и образцов изделий в лыжном, лыжероллерном и коньколыжном спорте непосредственно связана с именем неоднократного чемпиона Олимпийских  Игр , мировых чемпионатов, чемпионатов СССР, тренером сборной страны по лыжным гонкам, Павлом Константиновичем Колчиным.

Я верю в судьбу, чудо, доверяю, божьей воле. Судьба свела меня с П. Колчиным на лыжне, когда я заменил ему сломанную лыжную палку во время гонок, после этого случая у нас с ним началась переписка, переросшая в личные партнерские встречи. Особенно они увеличились после 1968 года.

Будучи, членом сборной СССР по лыжным гонкам П. Колчин организовал ШВСМ в Зеленогорске под Москвой, где вёл занятия, совместно с женой, со школьниками, подростками, молодёжью, тренируя детишек пять раз в неделю и одновременно готовился сам к Олимпийским Играм, порой тренируясь в ночное время.

 П.Колчин был первопроходцем, в освоении лыжероллеров, которые порой сам совершенствовал. Он сетовал на то, что детям, подросткам нужны совершенно другие лыжероллеры, чем профессиональным гонщикам, преимущественно, с механизмами управления, с имитационными возможностями всех существующих лыжных ходов, устойчивые, более легкие, с возможностью тренироваться, на одной паре, как на грунте, так и на асфальте, в связи с их физиологическими и возростными возможностями, пристрастиями, желаниями самостоятельно «порулить». По мнению Павла, с которым я полностью согласился, как детский тренер, современные лыжероллеры должны быть двух видов, двух категорий, каждая из которых занимала бы свою нишу.


1.Лыжероллеры для профессионалов, классифицированных спортсменов лыжников, для которых: «ЦЕЛЬ-СКОРОСТЬ! ЗАДАЧА-ПОБЕДА!».

2. Лыжероллеры: - для детей, подростков, молодёжи, любителей здорового образа жизни, одним словом любителей спорта, для которых:

«ЦЕЛЬ – ЗДОРОВЬЕ!. МОТИВАЦИЯ!» - Получить удовольствие, научиться стоять на лыжне, освоить имитацию и навыки движений различными лыжными ходами, снять стресс, депрессию, «порулить» и т. д.

На основании вышеизложенного, мы с Павлом, составили техническое задание (ТЗ) на проектирование лыжероллеров для детей, подростков , начинающих лыжников и всех желающих заниматься здоровым образом жизни, проанализировав предыдущие разработки лыжероллеров, часть из которых опубликована ниже.

Работая, в то время конструктором в КБ, и по совместительству лыжным тренером, спроектировал по ТЗ, в свободное от работы время, унилыжероллеры, запатентовал, а помогли их изготовить на ПО Уралмаш (спасибо гендиректору Рыжкову Н.И) и МКБ Старт ( есть документ внедрения). Провел испытания, в частности пробегом г. Свердловск – г. Москва (2136км за 27 дней), убедившись в правильности технического решении. А дальше? «Пошло, поехало». Получил патент на новое поколение лыж и лыжного хода, мечта лыжников гонщиков и детей, летние лыжи нового поколения, позволяющие скользить на них по грунту, асфальту, траве, как на лыжах зимой, коньколыжи не нуждающиеся в смазке и другой лыжной атрибутике, используемые в шести коньколыжных ходах, из каторых четыре – нового поколения. Разработал инновационную работу с лыжными полками. Впрочем, все мои инновационные достижения в лыжном спорте отражены в монографии: «Цель – здоровье. Новое поколение лыжных ходов, лыж, лыжероллеров, коньколыж».

В настоящее время нет необходимости доказывать значение лыжероллеров, лыж, техники бега в лыжном спорте. Так более 50% тренировок в подготовительный период профессионалы проводят на лыжероллерах, а на скоростных лыжероллерах профессионалы проводят этапы кубка мира и побеждают, например, Е.Веденеева.

Мне хотелось бы обратить внимание на характеристики некоторых образцов, с исторической точки зрения, взятые нами для анализа при составлении ТЗ. Лыжероллеры можно разделить на две категории – для передвижению по спецпокрытию (типа асфальта) и естественным дорожкам, тропам, траве. Рассмотрим основные модели.

1.Ролликовые коньки, где вместо передних роликов ставили заглушку, которая позволяла отталкиваться при беге классикой .

2.Лыжероллеры, скопированные, по типу ГДР, выпускаемые Долгопруднинским, Новосибирским и рядом других заводов СССР, которые имели примерно одинаковые характеристики, являясь, довольно долго, основными изделиями для подготовки лыжников. К недостаткам лыжероллеров, можно отнести: большой вес, длина, ширина платформы, длинные выносные усы с роликом, стопорное устройство, трещетка («собачка» с храповым колесом) с зацепом за душку крепления, колесные пары не развязаны. Металлическая платформа не гасила вибрацию и шумовой эффект. Но! На этих лыжероллерах Россия все равно готовила Олимпийских чемпионов по лыжным гонкам!

3. Деревянные лыжероллеры, основа платформы, средняя часть гоночной лыжи на роликах, один спереди два сзади. Вес 1000гр, длина 900мм. Стопорное устройство выполнено в виде резиновой шайбы экцентрично закрепленной на стойке переднего колеса. Преимущества – малый вес, хорошая управляемость, уменьшенная вибрация, « поглащаемая» деревом, малый диаметр роликов, не дающие развивать большие скорости на спусках.

4.Ролликовые лыжи для асфальта – обычные лыжи с закрепленными на них роликами для проката, под грузовой площадкой закреплена резиновая или металлическая пластина.
Наряду с положительным эффектом вышеуказанных лыжероллеров, используемые на асфальте, есть и отрицательные моменты, на которые акцентировал Павел Колчин ( которые обязательно надо устранить в новой разработке) проблема спецтрасс, т. к. за неимением таковых многие используют шоссейные дороги, а – это автотранспорт, выхлопные газы, большая вибрация, проблема с лыжными палками, у которых штыри, даже из победита, быстро изнашиваются. В результате приходится излишними усилиями втыкать полки в асфальт, при этом страдают суставы (особенно у детей, подростков, людей старшего поколения) отталкивание руками незаконченное, к сожалению, эта проблема не решена и на сегодняшний день, при тренировке на асфальте, на современных лыжероллерах. Правда, этот недостаток устранен на предлагаемых унилыжероллерах, см. главу 6 монографии. Строительство же спецтрасс – дорогое удовольствие.

5. Поэтому в практику занятий на грунтовых дорожках вошли тренировки на лыжероллерах с надувными колесами. Правда, первые попытки применения изделия не получили должного внимания у лыжников, их напугал вес, неустойчивость, неуправляемость, грамозкость, так что от них быстро отказались. Но после значительных доработок, уменьшение веса, введения обгонной муфты, устранения вибрации, а также сламывания платформы, дало то, что колеса стали не отрываться от покрова, по существу лыжник стал не чувствовать веса лыжероллера. Этот эффект взят за основу, запатентованного, НОУ – ХОДА классического и унилыжероллеров ( см.главу 1,2, 6 монографии). В дальнейшем отличные лыжероллеры с надувными колесами стали выпускать в США. В последнее время Россия стала, как бы паразитом на мировом рынка спортивного инвентаря, она усваивает, заимствует его результаты, но сама уже не является творческим участником общественного научно – технического прогресса, в России лыжный, лыжероллерный инвентарь почти вес импортный. Такая ситуация, наводит на мысль о том, что в этом заинтересованы многие деятели от спорта и не только они.

6.Унилыжероллеры, нового поколения: для детей, подростков, любителей лыж – это все лучшее, что было до них, о подробностях можно узнать в главах 1,2, 3. 4, 5, 6,7, 10 монографии. На унилыжероллерах можно передвигаться шестью!!!! Унилыжероллерными ходами.
Большой вклад в разработку лыжероллеров внесли граждане СССР: В.Пасынков, Н.Кузьмин, И.Мухортов, В. Гринченко и ряд других – это и их труд вложен в Олимпийские медали наших спортсменов. Большое им спасибо! Россия, как великая спортивная держава, должна занять достойное место в мире! Ждёмс ….?


2*. Родоначалом лыж были снегоступы, которые эволюционно трансформировались в современные лыжи. Задача и стремление производителей лыж выпускать лыжи: как можно легче; легко управляемые, позволяющие уменьшить нагрузку на нижний пояс лыжника; удобные для переноски, транспортировки, хранения, с улучшенным скольжением.

1.Решение поставленной задачи дано в главе 1, 2 монографии, предложенное решение приближает лыжи к универсальным: холодные, теплые, для различных погодных условий, снежного покрова и качества лыжни. Поскольку лыжи снабжены кулисным механизмом (антигравитационным), за счет которого необходимость отрыва лыжи от лыжни отпадает, лыжник лишь маховым движением ноги вперед выкатывает лыжу, совершенно не ощущая ее веса. Например, если вес лыжи 800гр., коэффициент трения скольжения 0, 021, то для перемещения лыжи необходимо около 16 грамм, это впечетляет! Техническое решение внедрено на унилыжероллерах, лыжах, коньколыжах, а еще раньше на лыжероллерах, с надувными колесами, и платформой, состоящей из двух складывающихся частей, позволяющие изделие не отрывать от грунта.

2.Летние лыжи (пионерская разработка) – способные скользить по грунту, траве, асфальту, как на лыжах зимой. Подробности в главе 9 монографии.

3*.Коньколыжи ( пионерская разработка) – синтез коньков и лыж не нуждающиеся в смазке и другой лыжной атрибутике, скоростные, удобные для транспортировки, переноса, хранения, на которых можно передвигаться шестью!!! Коньколыжными ходами. Подробности в главе 8 монографии.

4*. Техника передвижения классическим и коньковым ходом, отлично рассмотрена в отечественной и зарубежной спортивной литературе.

Техника передвижения, инновационным, НОУ – ХОДОМ классическим отражена в главе 1, 2 монографии.

Техника передвижения,инновационными ходами, синусоидальным, гауссоидальным, гауссинусоидальным ходом и их модефикациями, использование при перемещении на лыжероллерах, унилыжероллерах, коньколыжах, летних лыжах отражена в главах 3, 4, 5, 8 монографии.

Техника передвижения (инновационная разработка): коньковым –Б3; классическим и НОУ - ХОДОМ классическим --А1; синусоидальным --Б1; гауссоидальным и гауссинусоидальным ходом --Б2 и их модефикациями на лыжах, лыжероллерах, унилыжероллерах, коньколыжах, летних лыжах с использованием махового движения рук, без толчка, и без махов руками с применением разгрузочного приспособления, показаны ниже, см. рисунок.